vitus_wagner: My photo 2005 (Default)
vitus_wagner ([personal profile] vitus_wagner) wrote2007-09-24 08:52 am

О реформе образования

Вся френдлента с ужасом обсуждает вот этот текст.
\
Ну да, конечно, текст циничный и неприятный. Но ведь если подумать - чем эта реформа образования отличается от всех предыдущих, начиная с того времени когда я учился в школе?

1. С высокой трибуны признано что только три человека из 100 способны получить полноценное высшее образование. С учетом того что вузы сейчас заканчивает 60 человек из 100, это только один из 20 дипломов полноценен. Некоторые из остальных куплены, некоторые получены вследствие неоправданно заниженных требований вузовских преподавателей.

Это более-менее соответствует моим впечатлениям от интервью с кандидатами на работу (ага, программистами, т.е. в высокотехнологическом секторе).

2. Признано, что как минимум два человека из трех неспособны воспринять программу советской средней школы, по крайней мере пока она преподается теми методами, которыми преподается. Т.е. признан провал школы по модели Амоса Коменского. Давно пора.

3. Ввведен некий "минимальный стандарт образования", т.е. набор знаний и навыков, которые школа должна дать каждому. Сейчас такого нет. Сейчас есть содержание программы, которую усвоить способен только один из трех, а что именно будет пропущено остальными двумя - не специфицируется.

4. Прозвучали слова о необходимости воспитания у учеников "критического подхода". Даже в рамках указанного минимума. Не уверен, правда, что произносивший эти слова сам их понимал. Но всё же.

5. Признано что чиновники от образования сами реформировать эту систему неспособны. (правда, вывод сделан странный - давайте добавим туда парочку чиновников из более других областей. Я бы пошел по другому пути - во-первых, взял бы в команду учителей "от доски", во-вторых, добавил бы туда заказчиков - представителей бизнеса, которые уже помучились с рекрутингом в условиях нынешнего рынка труда. Скажем [livejournal.com profile] aen_ и [livejournal.com profile] alextutubalin от Hi-Tech бизнеса, кого-нибудь с заводов "Автофрамко", кого-нибудь из "Вим-Билль-Дан", кого-нибудь из нефтяной отрасли).

Что действительно неприятно в данной концепции реформы - основным ресурсом, которые следует экономить, считаются государственные деньги. Но от Грефа и нелепо ожидать другого.

На самом деле основным ресурсом, который следует экономить, является время учеников. Невозобновимо расходующееся на 6-7 уроков в день невосстановимое, драгоценное время детства.

На мой взгляд, эта программа могла бы послужить основой, если бы предлагалось преподавать означенный "общий минимум" за 4-5 лет, а потом после 2-3 лет колледжа выпускать учеников в 13-14 лет работать. Т.е. вернуться к системе, существовавшей в предвоенные и послевоенные времена - обязательное начальное образование, а дальше кому лень учиться - может идти работать. Кому не лень - пробивается в вузы. Вместо этого вводится обязательное 11-летнее образование. Т.е. 11 лет ребенка держат в искусственной изоляции от общества.

[identity profile] nasse.livejournal.com 2007-09-24 09:22 am (UTC)(link)
Таблицу умножения - да.
А зачем нехимику и нефизику помнить число Авогадро?

[identity profile] stas-agarkov.livejournal.com 2007-09-24 09:22 am (UTC)(link)
Еще и интернет.

[identity profile] webushka.livejournal.com 2007-09-24 09:23 am (UTC)(link)
А кто говорит, что не нужны ? Нужны. Только, сдаётся мне, государство, которое своей системой образования будет ориентировать детей на "и так на хлеб заработаю, в крайнем случае на пособии посижу", вынуждено будет вводить специальную систему виз и завлекать иностранных специалистов зарплатами, условиями работы и перспективой престижного гражданства.

[identity profile] aywen.livejournal.com 2007-09-24 09:26 am (UTC)(link)
Чтобы показать что-нибудь интерсное. Чтобы менять среду обитания.

[identity profile] os80.livejournal.com 2007-09-24 09:33 am (UTC)(link)
Так никто же и не спорит с тем, что лучше заинтересовать, чем заставить. Но заставить (при наличии законодательной базы) - именно "промышленное качество" - любой дурак сможет, лишь бы предметом владел. А заинтересовать - это отдельный талант.

[identity profile] os80.livejournal.com 2007-09-24 09:34 am (UTC)(link)
Я тоже стараюсь. Но может наступить момент, когда минимизировать будет уже невозможно, а максимизировать нечего.

[identity profile] alamar.livejournal.com 2007-09-24 09:36 am (UTC)(link)
Тогда уж изыщите способность избавить его от контактов с/вступления в ряды гопомолодежи "двора".

Большинство людей неспособны на это, ибо надо либо заниматься досугом ребенка, либо еще кардинальнее, например, переехать.

В результате родители пытаются добиться развития гармоничной личности запретами. То "за компьютером много не сиди", то "где тебя носит". А ничего не получится, на ребенка время тратить надо и силы, и вовсе не на контроль, а на предложение альтернатив.

[identity profile] os80.livejournal.com 2007-09-24 09:38 am (UTC)(link)
Я тоже раньше бросался такими фразами. А в некоторый момент понял, что извлекать эти данные из памяти - на два порядка быстрее, чем из Гугла или справочников.
(но хотя бы что число Авогадро больше 10^20 они могли бы знать? Чтобы размер молекул представлять)

[identity profile] a-konst.livejournal.com 2007-09-24 09:38 am (UTC)(link)
Какая "содержательная" дискуссия.

Проблемы школьного образования берутся обсуждать люди, у которых ассортимент стимуляции детей к учебе ограничивается розгами и оставлением на второй год.

К слову, любой (почти) ребенок а-приори хочет учиться. Это один из базовых человеческих инстинктов - узнавать новое и интересное. Беда в том, что с нынешними школьными учителями большинству детей в школе скучно. И я их хорошо понимаю.

[identity profile] aywen.livejournal.com 2007-09-24 09:39 am (UTC)(link)
Дурак, которому законодательная база позволяет заставлять, отобьёт желание учиться у тех, кого можно было бы заинтересовать. А те, кого заставили, будут помнить, чем Гегель отлитчатся от Гоголя ровно до сдачи последнего экзамена. И какой смысл в этом?

[identity profile] as-pushkin-by.livejournal.com 2007-09-24 09:41 am (UTC)(link)
Я спрашивал:
Какая разница, по какой причине они будут "попивать пивко и деградировать"...
Т.е. то, что буду деградировать – это точно. :)

Хотя в общем согласен: чересчур много всяких "знаний" забивают мозг так, что его уже никогда не дефрагментируешь.

[identity profile] nasse.livejournal.com 2007-09-24 09:42 am (UTC)(link)
Поторяю. "Заставляльщик" "портит" материал - превращает людей, способных и желающих учиться (кроме некоторых, особо живучих) в черте-что.

[identity profile] a-konst.livejournal.com 2007-09-24 09:45 am (UTC)(link)
для этого "отдельного таланта" необходимо не так уж много.
это должен быть человек, который любит и знает свое дело (которому учит),
который любит общаться с детьми, и который чувствует, что его труд в школе нужен обществу.

И если с первыми двумя пунктами людей найти можно очень много (это я точно знаю), то с третьим беда -- наша гос. как специально создает все условия, чтобы в школе творческие и активные учителя чувствовали себя ненужными и мешающими "налаженному промышленному процессу".

Конечно, когда больше половины учителей будут учить не буква в букву по гос.методикам, а постоянно импровизируя по наитию и по ситуации, то результат непредсказуем - все ученики вырастут неприлично разными, это нашему государству ненужно.

[identity profile] alexott.livejournal.com 2007-09-24 09:46 am (UTC)(link)
ну в германии никто не ориентирует, но все и так видят.
а в россии - сколько инженеров выпускается, а толку-то?

[identity profile] os80.livejournal.com 2007-09-24 09:46 am (UTC)(link)
Не совсем так. Один из этих людей:
1. Понимает, что "других учителей у нас для нас нэт".
2. Считает, что нет надёжной технологии заинтересовывания. А технология насилия более-менее надёжна (понятно, что садистов надо из школы убирать).
3. Ещё 12 лет назад учился в школе (а 8 лет назад пытался учить) и хорошо помнит, что любое удачное заинтересовывание людей, находящихся в группе 20-30 человек, опирается на хотя бы возможность насилия (желательно, конечно, психологического, но им тоже не все учителя владеют).

[identity profile] alexott.livejournal.com 2007-09-24 09:46 am (UTC)(link)
если отменить армию, то имхо, кол-во поступающих в вузы сильно сократится

[identity profile] alexott.livejournal.com 2007-09-24 09:48 am (UTC)(link)
в последнее время я очень часто натыкаюсь на людей без этого базового инстинкта - и прекрасно себе живут. не обманывайте себя, тех, кому интересно узнавать что-то новое, относительно мало

Re: Reply to your comment...

[identity profile] a-konst.livejournal.com 2007-09-24 09:52 am (UTC)(link)
любой инстинкт можно подавить.
Этот тем более.
У многих он подавлен еще в дет-садовском возрасте, у многих из остальных - в начальной школе.
Но если он был подавлен в раннем детстве, то в 10-12 лет еще можно в какой-то степени его оживить,
не всегда конечно.
Но у взрослого - уже нереально.

[identity profile] aywen.livejournal.com 2007-09-24 09:52 am (UTC)(link)
На взрослых или на детей Вы натыкаетесь?

[identity profile] alexott.livejournal.com 2007-09-24 09:53 am (UTC)(link)
на взрослых и подростков, при этом воспитанных в разных странах

Re: Reply to your comment...

[identity profile] a-konst.livejournal.com 2007-09-24 09:55 am (UTC)(link)
разумеется, одними пряниками можно мало чего добиться.
но и кнуты бывают разнообразные и никого не калечащие, и компромиссные для всех сторон (в том числе родителей и ГОРОНО).
Скажем, создать обстановку, в которой человек будет считаться лузером, если он чего-то не понимает - тоже не так уж сложно. И это будет психологические насилие известного рода, особенно для "нижней" половины класса. Только для этого учитель должен ДЕЙСТВИТЕЛЬНО понимать сам свой предмет, и быть способным (хотя бы локально) его обьяснить.

[identity profile] transmind.livejournal.com 2007-09-24 09:57 am (UTC)(link)
Я имела в виду улицу как открытое пространство, вне социального контекста, но куда без этого.

Однако, от контактов с гопомолодежью не избавишь, огораживать запретами и выстраивать хрустальный купол тоже нецелесообразно. Я пока больше смотрю в свое прошлое, ибо своих детей нет, но могу точно сказать, что если ребенку привить более-менее самостоятельное мышление и умение расставить приоритеты и противостоять сомнительным предложениям, то этого вполне достаточно, чтоб безопасно выпускать его на улицу:)

Про запреты вместо альтернатив и необходимость времени для воспитания совершенно согласна. Хорошо бы, еще в школе не подавляли инициативу, интерес к учебе и не выравнивали всех под одну гребенку. Но для этого и родители, и учителя сами должны быть полноценными личностями, а не, пардон, задротами или истеричками, которые вымещают свои комплексы на детях.

[identity profile] nasse.livejournal.com 2007-09-24 09:58 am (UTC)(link)
Эээ... Я терпеть не могу механически помнить ненужное (особенно если нужного, которое нужно просто механически помнить, дофига). Последний раз число Авогадро мне нужно было 15 лет назад.

[identity profile] yarikas.livejournal.com 2007-09-24 09:59 am (UTC)(link)
Что-то я Вас не понял? Вы хотите возразить или написать "+1"? :)
Прочитайте внимательно мой коммент - там именно так и написано, что проблема организации досуга - отдельная от образования проблема, хоть и может решаться совместно (в школе юнг и кружке радиоэлектроники Ваш покорный слуга тоже приобрёл кое-какие полезные знания и навыки).

На мой взгляд, только люди с полным отсутствием навыков логического мышления и декомпозиции задач могут выдвигать такие тезисы. Ну, посидят они полдня в школе, так что им будет мешать провести вечер на водке/вине и наркоте? Я вообще не понимаю, о чём тут люди базарят?! По первым комментам - лишь оценочные суждения - никакого конструктива. Здесь вообще хоть один человек преподавал в школе???

[identity profile] os80.livejournal.com 2007-09-24 10:02 am (UTC)(link)
>с первыми двумя пунктами людей найти можно очень много (это я точно знаю)
найти можно, надо их ещё в школу загнать. Одно дело в "летних школах" преподавать, другое - в лаборатории "один на один", третье - в обычной средней школе.
>это нашему государству ненужно
http://os80.livejournal.com/23611.html

Page 4 of 12