vitus_wagner: My photo 2005 (Default)
[personal profile] vitus_wagner
[livejournal.com profile] realcorwin пишет серию постов о Чернобыле, сравнивая эту катастрофу с другими техногенными и природными катастрофами последнего столетия (начиная с Титаника).

И вот какие интересные мысли у него проскальзывают:

Под "сбоями взаимодействия" подразумеваются аварии, когда действия экипажа, сами по себе, вполне разумны, и все системы самолета работают исправно, но "плюс" на "плюс" совершенно неожиданно дает "минус". Такое было совершенно невозможно в машинах 1950 – начала 1970-х годов, которые "по определению" подчинялись воле пилота. Но с появлением различной автоматики безопасности, призванной уберечь машину от возможных грубых ошибок человека, с удивительным постоянством стали возникать ситуации, которые пилот и автоматическая система оценивали по-разному. В результате, часть команд летчика блокировалось автоматикой – с вполне однозначным результатом. Например, автоматика А-320 не распознала касание земли при посадке самолета в Варшавском аэропорту и отказалась выпустить спойлеры и включить реверс двигателя

То есть разработчики и покупатели техники не доверяют профессионалам, эту технику эксплуатирующим.
Вы думаете почему я так возвмущаюсь по поводу dbus, udev и прочих подобных нововведений в Linux? А потому что та же самая тенденция. Но в случае персональных компьютеров - она ещё более абсурдна. Получается что владелец компьютера не доверяет сам себе, вернее доверяет разработчику софта больше, чем самому себе. Да, конечно, в чем-то разработчик более компетентен. Да, конечно, есть ситуации когда надо защищаться от собственных ошибок. Но невозможность в некоторый конкретный момент взять управление на себя, сказать "делай как я сказал! Сейчас Я знаю, что все твои алгоритмы фигня, а делать надо так-то" - это мина замедленного действия, заложенная в техническую систему.

Там же:
Высокое информационное сопротивление советской пирамиды власти сыграло значительную роль в усугублении последствий катастрофы и, в частности, вызвало задержку эвакуации и переоблучение населения, но, во-первых, этот фактор компенсировался высокой организованностью процедуры эвакуации. И, во-вторых, информационное сопротивление американской управляющей системы оказалось приблизительно таким же в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года или в Нью-Орлеане летом 2005 года. Кризис управления характеризует современный этап развития индустриальной цивилизации и равным образом проявился для всех ведущих промышленных стран.

Так причина-то та же самая. Социальная пирамида - это тоже такая машина, созданная людьми и управляемая людьми. И если создатели не доверяют конкретным операторам, а операторы - друг другу, информационное сопротивление неизбежно будет высоким.


Аналогичная тема у меня вылезла недавно в одной политической дискуссии. [livejournal.com profile] rblaze заявил "Не доверяю я народу". Э, а кому ещё доверять?
Page 2 of 3 << [1] [2] [3] >>

Date: 2007-05-18 11:09 am (UTC)
From: [identity profile] alexkuklin.livejournal.com
> И никто не ведет статистики по предотвращенным катастрофам (потому что о них зачастую просто не докладывают).

судя по тому, что пишет [livejournal.com profile] hectop

в норме - докладывают.
более того, по существующим правилам запись переговоров в полете подлежит прослушиванию и анализу вне зависимости от результатов полета.

отключение автопилота на современных машинах - это УЖЕ внештатная ситуация.

Date: 2007-05-18 11:13 am (UTC)
kastaneda: (Default)
From: [personal profile] kastaneda
Единственное, что более-менее точно известно про ход событий на ЧАЭС — что реактор взорвался именно потому, что была запущена аварийная защита АЗ-5. То есть, аварийная зашита сработала полностью противоположным образом. Только по этому поводу нет разногласий. Хронология событий в версии военных, версии Легасова и версии Дятлова — разная. Оценка действий операторов реактора — вообще полярная (от «грубо нарушили всё что можно» до «высококвалифицированные специалисты»). Желающие разобраться могут почитать журнал [livejournal.com profile] viur.

Date: 2007-05-18 11:28 am (UTC)

Date: 2007-05-18 11:36 am (UTC)
From: [identity profile] demongl.livejournal.com
"Э, а кому ещё доверять?"

Только себе да и то с оговорками.

:)

Date: 2007-05-18 11:37 am (UTC)
From: [identity profile] yarikas.livejournal.com
"Да гранаты у него не той системы!" (Белое солнце пустыни)

Date: 2007-05-18 11:54 am (UTC)
From: [identity profile] yarikas.livejournal.com
> Вопрос в том, что автоматику пытаются заставить заменять собой неглупого человека, выполняющего команды человека глупого.

Согласен. Но корень проблемы, думаю, глубже: автоматика пока не умеет творить, а адекватная оценка ситуации отчасти творческая задача, полагающаяся не только на опыт в данной сфере, но и на опыт из других. Именно поэтому толкового пилота никогда не заменит автопилот, нейросети не заменят толкового метеоролога и т.п. Т.е. разыгрывать стандартные положения они будут уметь, но девиации будут вызывать неадекватное поведение - система неустойчива по отношению к некоторым классам возмущений.

О классах возмущений - обратимся к Чернобылю: данных и опыта по работе реактора РБМК-1000 на малых мощностях или по его работе от токов выбега турбин почти не было, но "ума" хватило "поэкспериментировать". Системы контроля: 1) автоматика; 2) операторы; 3) проводящий эксперимент Дятлов; 4) команда сверху ("партия" ведь приказала проверить возможность автономной работы реактора). Но, обратите внимание, что полной информации о работе реактора и допустимых классах возмущений не имел, imho, даже Александров. Так и называлось, afair, эксперимент. Дорогой получился... да :(
Может тоже как-нить напишу, что знаю. Надо только валерьянкой запастись :/

Статью гляну на выходных.

Date: 2007-05-18 11:59 am (UTC)
From: [identity profile] dph.livejournal.com
Мелкий комментарий - эта серия постов realcorwin по большей части цитаты из книги Х. Селдона
(т.е., Сергея Переслегина и других авторов).
О чем автор постов, разумеется, упомянул и что ни в малейшей степени не снижает уважение к этой серии постов.

Date: 2007-05-18 12:02 pm (UTC)
From: [identity profile] yarikas.livejournal.com
В gentoo тоже есть сборка (stage) и stable версии.
Правда, к стабильности работы пакетов в stable версии у меня много вопросов с момента ухода автора дистриба в M$ :( Но "поиграться" есть чем :/

> На мой взгляд там автоматика и ручное управление очень хорошо совмещаются.

Date: 2007-05-18 12:12 pm (UTC)
coctic: (Default)
From: [personal profile] coctic
Ну, например, перед катастрофой над Боденским озером автоматика сигнализировала, кому куда надо развернуться. но диспетчер сказал "делать не так". Послушали диспетчера. Результат известен.

Date: 2007-05-18 12:13 pm (UTC)
From: [identity profile] yarikas.livejournal.com
Угу. Согласен. Только система управления тогда не располагала к такому подходу. Мощность реактора упала, предписано было проводить эксперимент 26-го (или на 25-ое планировали - сейчас не суть) на 700МВт. Дятлов решил, что важнее 26-го, чем на 700МВт.
И уж, согласитесь, информацию эту должны были добывать квалифицированные физики, а не инженеры-техники?!
Были траблы и в Manhattan project. И реактор футболисты собирали и при поиске крит.массы, чуть не рвануло. Но ведь не сотни тысяч?! (Сотни тысяч были позже. И, думаю, группа Оппенгеймера не раз пожалела о содеянном. Но это отдельный разговор.)

Date: 2007-05-18 06:59 pm (UTC)
From: [identity profile] yarikas.livejournal.com
Почитал. Не всем же быть поэтами, писателями, программистами - это для этих людей слова могут складываться в предложения по-разному. Однако существуют многие категории людей, для которых слова уже давно сложились в определённые команды. Другая категория эти команды понимает и не оспаривает. Им так удобно. Так и с "дружественными интерфейсами".

Вообще сейчас и процессоры собираются делать по принципу "каждой задаче - своё ядро".
Универсальность хороша на стадии startup'а, свободного плаванья, когда ещё непонятно, куда двигаться. Следующий этап - шаблонизация, специализация.

Date: 2007-05-18 07:33 pm (UTC)
From: [identity profile] zpt.livejournal.com
Вы думаете почему я так возвмущаюсь по поводу dbus, udev и прочих подобных нововведений в Linux?
Насколько я помню, в линуксе бывают ситуации, когда нельзя удалить файл даже командой rm -f. Или я не прав и такого не бывает?

Date: 2007-05-18 07:37 pm (UTC)
From: [identity profile] beldmit.livejournal.com
Когда, кстати, 7.1 собирать планируешь?

Date: 2007-05-18 11:59 pm (UTC)
From: [identity profile] slobin.livejournal.com
Пара цитат противоположной направленности, чтобы было непонятно, что я сам думаю: ;-)

1. Вмешивайся в работу тактического компьютера, только если у тебя есть информация, которой у него нет.
2. У тебя никогда нет такой информации.
(Откуда-то из Буджолд)

Все успешные (не обязательно коммерчески, но оказавшие влияние на представления о возможном) языки доверяли программисту - C, Lisp, Smalltalk. (Paul Graham, какая-то из статей про Arc).

... Разноцветье слов и стали ...

Date: 2007-05-19 12:00 am (UTC)
From: [identity profile] slobin.livejournal.com
Если я не спутал с прямым углом, эта книга есть (была три недели назад) в Библиоглобусе.

... На этой охоте вообще не в обычае шум ...

Date: 2007-05-19 06:52 am (UTC)
From: [identity profile] beldmit.livejournal.com
А там что хорошего?
Page 2 of 3 << [1] [2] [3] >>

Profile

vitus_wagner: My photo 2005 (Default)
vitus_wagner

May 2025

S M T W T F S
    1 2 3
4 56 7 8 9 10
11 12 131415 1617
1819202122 2324
252627 282930 31

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jun. 1st, 2025 02:35 am
Powered by Dreamwidth Studios