Sep. 8th, 2020
Про суперкомпьютеры и суперспециалистов
Sep. 8th, 2020 08:35 amТут вот в предыдущем посте рассказали, что М.В. Келдыш, по воспоминаниям Арнольда был против создания советских суперкомпьютеров, считая что наличие хорошей математической школы позволит и более дешевыми техническими средствами решить необходиые для атомного проекта задачи. (это есть в статьет в русской Википедии)
С Келдышом я незнаком. А вот с Петросянцем - знаком. Он у нас на первом курсе лекции по метеорологии читал.
Так вот он тоже придерживался точки зрения, что в моделировании сложных систем большая вычислительная мощность - не главное. И после того как в Гидрометцентре стали в первую очередь полагаться на компьютерные модели, а не на интуицию людей-синоптиков, качество прогнозов погоды упало.
Эти события относятся к времам зарождения ИТ, когда компьютер по мощности сопоставимый с современным геймерским десктопом, стоил как самолет. А создание суперкомпьютера, попадающего в тогдашний Топ-100 было сопоставимо по стоимости с самим атомным проектом. Индустрии сбора больших данных не было, к каждому психрометру нужно было живого человека приставлять, чтобы показания снимал и по радио передавал.
Поэтому Келдыш, которого родная сестра называла "генералом от науки", как и положено генералу, оценивал возможные маневры ограниченными ресурсами. И потратить их на Канторовича выходило выгоднее, чем на суперкомпьютер. Возможно, Мстистав Всеволодович упускал из внимания побочные долгосронче последствия, которые могли бы оказать работы над суперкомпьютером на всю электронную промышленность СССР. А возможно, что и нет. Ведь речь шла не о США где любые know-how, полученные фирмами в результате выполнения военных заказов, немедленно коммерциализиуются. А об СССР с его секретностью, Где все наработки, созданные в ходе постройки суперкомпьютера могли и осесть под грифом.
Понятно, что Арнольду обидно что он не получил такой классной игрушки как суперкомпьютер. Но поскольку средств у СССР было не так много, весьма вероятно что благодаря этому денег на любимую игрушку получил кто-то другой. Например, Королев на отправку АМС к Венере.