Опера «Экспансия»
Nov. 27th, 2012 11:30 pm![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)
Тут внезапно написалось краткое содержание оперы «Экспансия» постановку которой мечтает восстановить Андреа Фаррани. Это эпизод, который будет глав через несколько после того места, где сейчас кончается текст - после прибытия Анджея под Арктур, на Лемурию. Поскольку множества любителей оперы и пользователей git пересекаются не слишком сильно, положу пока сюда.
— Чтобы понять нас, лемурийцев, - сказала Ильма, — нужно хотя бы один раз услышать «Экспансию». Причем лучше на хорошей аппаратуре. К сожалению, живого исполнения уже семьдесят лет нету. Могу поставить прямо сейчас.
Анджей промолчал, и это молчание было воспринято как знак согласия.
Ильма засуетилась по комнате, задергивая шторы, подключая огромные колонки, которые обычно стояли незадействованы, включая настенный пятидесятичетырехдюймовый экран.
Потом она сунула в руки Анджею планшетный компьютер с открытым текстом либретто:
— Лучше всего опера воспринимается, если не читать либретто заранее, а следить за ним параллельно со слушанием оперы.
Из колонок раздались звуки музыки.
Акт первый. Картина первая. Упсальский университет.
Студентка Ширин Ансари (сопрано), изучая снимки с разных спутниковых телескопов, открывает загадочную планету около Арктура. Она мечтает о том, что может быть эта планета станет местом, где люди смогут быть счастливее, чем на Земле. Но увы, мечты о звёздах, пока остаются мечтами. Человечество пока заперто в Солнечной системе.
В это время Карл Ангстрём (баритон) теоретически открывает возможность прокола пространства. Он держит в руках ключ, который может открыть человечеству путь к звёздам, но не имеет возможности проверить свою правоту. Провести experimentum crucis можно только в гравитационном поле звезды. Нужно приблизиться к Солнцу не далее чем на миллион километров. Кто же даст скромному физику космический корабль?
Появляется Юрген Шлоссер (тенор) и начинает хвастаться тем что его тема, изучение солнечной активности, оказалась настолько важной, что ему готовы предоставить корабль для изучения Солнца вблизи. Карл просит о возможности присоединяется к экспедиции.
Картина вторая.
Борт космического корабля. В иллюминаторе огромный шар Солнца.
Ширин и Юрген работают с какой-то аппаратурой. Капитан Венёв(бас) стоит за пультом управления кораблём, и поёт о том, что возить астрономов — самая скучная работа в Солнечной Системе. Появляется Ангстрём. Он, обращаясь к Венёву, рассказывает о том, к чему может привести эксперимент с его установкой. Венёв воодушевляется. Вот, наконец, появляется дело, достойное романтика-первооткрывателя. Он выводит корабль на линию, соединяющую центр Солнца с центром α Центавра, и нажимает кнопку.
Картина третья.
Там же, но в иллюминаторе редкие звезды.
«Что случилось, куда исчезло Солнце?» — спрашивает Ширин. Ангстрём объсяняет, что Солнце никуда не делось, вот та маленькая звездочка это оно и есть. Просто до него теперь четыре световых года. Юрген и Ширин хором заявляют что это глупая шутка. Но сравнение спектра маленькой звездочки и огромной звезды по другому борту, а также третьей близкой звезды, видной неподалёку, убеждает их в том, что они и правда попали в систему α Центавра. Венёв предлагает поискать планеты, которые не видно с Земли.
Картина четвертая.
Борт корабля. В иллюминатор видно огромный голубовато-белый шар планеты.
Юрген поёт что-то очень напыщенное про то, что они вот здесь первопроходцы, что перед ними планета пригодная для жизни, и надо немедленно высадиться. Капитан отвечает, что просто так посадить корабль слишком рисковано. Нет привода, неизвестно давление, внизу нет подготовленного аэродрома. Надо вернуться на Землю и прийти сюда более подготовленными.
Ширин поёт грустную арию о том, как она всю жизнь мечтала о других планетах, и вот теперь, когда до другой планеты рукой подать, приходится отступать, добавляя, что она мечтала о совсем другой планете.
Ангстрём спрашвает, о какой.
Ширин рассказывает о загадочной планете в системе Арктура, которая не могла никак образоваться естественным путём, и где, наверное, можно встретить мудрых инопланетян. Она спрашивает, позволяет ли изобретение Ангстрёма достичь Арктура.
Карл отвечает, что летать к звёздам-гигантам сложно, что это на пределе возможностей его аппаратуры, но ради прекрасной мечты и прекрасных глаз Ширин он готов рискнуть.
После этого капитан, Ширин и Ангстрём уходят за кулисы, на сцене остается Юрген и поёт о том, какую змею в лице Ангстрёма пригрел на своей груди. Мало того что тот уволок корабль непонятно куда и вместо солнечной астрономии они тут занимаются изучением планет, так ещё и девушку отбить пытается.
Акт второй. Картина первая.
На заднике сцены избражен огромный космопорт. На самоходном трапе стоят наши герои и хором поют: «Люди, мы принесли вам звёзды». Хор славит их как триумфаторов.
Картина вторая.
На фоне того же задника стоит около стойки бара капитан Венёв со стаканом в руке и поёт грустную арию о том, что эпохальные открытия это, конечно, хорошо, но денег за них не платят. Входит Сильма Типпельберг (меццо) и сообщает о том, что есть спонсоры для экспедиции на Арктур за следами внеземной цивилизации.
Картина третья.
Борт корабля, за иллюминатором бело-голубой шар Лемурии и астероид Ланькова с развалинами необычных построек. Ширин поёт грустную арию о том, что она так мечтала о встрече с жителями иного мира, но видит только развалины. Карл отвечает ей, что зато есть в их распоряжении сам мир и множество тайн и загадок древней цивилизации.
Картина четвертая.
Берег моря, где-то в глубине задника к берегу пришвартован космический корабль. На берегу видны сборные домики лагеря экспедиции и развалины древнеарктурианских построек, которые частично представляют собой объемные декорации. Из постройки появляется Сильма Типпельберг и рассказывает о том, что что-то из древней техники удалось оживить и экспедиция независима от поставок с Земли. Из-за кулис навстречу друг другу выходят Ширин и Карл и поют: «Это наш мир, мы останемся здесь жить».
Акт третий. Картина первая.
Космопорт, тот же что в начале второго акта. На трапе стоит капитан Венёв, у подножья хор. Венёв сообщает что всё готово к отлёту колонизационной экспедиции на α Центавра. Из толпы хористов выходит девушка (сопрано, придумать имя) и заявляет, что негоже звезде, вокруг которой будет крутиться обитаемый мир, называться буквой в созвездии. Давайте называть звезду Толиманом.
Картина вторая.
Лагерь экспедиции (вернее, уже колония) на Лемурии. Карл Ангстрём возится с каким-то механизмом. Раздаются странные звуки двадцатидвухтональной древнеарктурианской музыки. Под эти звуки из-за кулис появляется Ширин и поёт: «Наши дети играют с оставшейся от Древних электроникой и говорят на языке Древних. Мне страшно что древняя культура поглотит нас, и мы забудем о том, что мы земляне». Карл под вполне земную мелодию отвечает: «Оглянись вокруг, это наш мир. Зачем тебе душные города Земли. Какая разница на каком языке говорить».
Картина третья.
Земля, какой-то кабинет. За овальным столом сидят люди в военной форме и строгих костюмах. Перед столом стоит Юрген и поёт о том, что колонисты Лемурии не считают земные правительства и корпорации достойными права получать древнеарктурианские технологии, вместо этого снабжают ими группы маргиналов, отправляющиеся к Толиману, Харе и Бете.
Встаёт один из строгих костюмов, Президент (тенор), и поёт о том что с этим сепаратизмом надо кончать.
Вскакивает Генерал(тенор), и, держа руку у козырька, поёт о том что готов выполнить любой приказ Родины и будет беспощаден к предателям человечества.
Картина четвертая
Одна половина сцены представляет собой домик в лемурийской колонии. В окно виден знакомый по предыдущему акту пейзаж. Перед экраном дальней связи стоит Ангстрём.
Вторая половина — рубка космического корабля, в иллюминаторе Лемурия и астероид Ланькова. В рубке перед экраном стоит Генерал.
Генерал исполняет ультиматум. Ангстрём отвечает, под двадцатидвухтональную арктурианскую музыку, мол это наш мир, и мы сами будем решать с жителями каких миров мы будем торговать, а с какими нет. А если вдруг это кого-то не устраивает, то от Древних тут осталось много разных интересных штучек. Генерал поёт что-то на тему: «Мы, конечно, уйдем, но вы скоро сами пожалеете, что отвергли нас».
Эпилог
Сцена разбита на много разных кусков, освещенных лучами разных цветов, символизирующих разные звёзды, и украшенной разной растительностью. Хор, распределенный по этим разным планетам, поёт славу Человечеству, вышедшему из колыбели.
no subject
Date: 2012-11-27 07:41 pm (UTC)no subject
Date: 2012-11-28 03:54 am (UTC)Некоторые вещи, которые высказывает Муск в этом интервью, похожи на то, что высказывал я, и чему народ сильно не верил.
no subject
Date: 2012-11-27 07:43 pm (UTC)tUM и Солнца?
no subject
Date: 2012-11-28 03:58 am (UTC)no subject
Date: 2012-11-27 07:44 pm (UTC)no subject
Date: 2012-11-28 03:58 am (UTC)no subject
Date: 2012-11-28 04:18 am (UTC)no subject
Date: 2012-11-28 04:25 am (UTC)no subject
Date: 2012-11-27 09:01 pm (UTC)Ошибки конвертации из LaTeX?
стояли незадействованы
"Незадействованными"? Или так и надо?
ШИрин
Вторая заглавная точно нужна?
воприсоединяется
присоединиться?
корабя корабля
Тут всё понятно.
возить астрономов~— самая скучная работа
Опять проблемы с латеховским неразрывным пробелом перед тире.
Вторая половина~— рубка космического корабля
И опять.
no subject
Date: 2012-11-28 04:01 am (UTC)За найденные опечатки спасибо.
no subject
Date: 2012-11-28 06:50 am (UTC)Тогда после "лемурийцев" всё равно опечатка — дефис вместо тире.
no subject
Date: 2012-11-28 07:27 am (UTC)Полуофф
Date: 2012-11-30 04:11 am (UTC)Re: Полуофф
Date: 2012-11-30 05:57 am (UTC)Почти не оффтопик
Date: 2012-11-30 07:12 pm (UTC)Ведь наверняка среди желающих другой глобус были и желавшие, наоборот, жёсткости. "Арийского мира", феодализма, патриархата-с-рабовладением... У кого-то в 12 девочек могут не в подмастерья, а в жёны отправлять.
До появления ВКФ не было в колониях силы, способной таких застроить. ВКФ способен - но ему не до того, шияары. (Кстати, среди таких могут найтись и желающие предпочесть шияаров).
Re: Почти не оффтопик
Date: 2012-11-30 07:17 pm (UTC)Кстати, зря ты так думаешь, что до появления ВКФ не было силы, способной застроить. Был Торгфлот.
Даже легкий по меркам торгфлота трамп-тысячетонник может очень много наворотить. Он сам себе и плазменная пушка и средство доставки, а ещё у него 150-тонный грузвой трюм. Если вдруг разогнать до скорости пару-тройку километров в секунду 150 тонн булыжников и куда-нибудь вывалить, то тем, на кого это упадет, мало не покажется.
Re: Почти не оффтопик
Date: 2012-11-30 07:22 pm (UTC)Re: Почти не оффтопик
Date: 2012-12-01 04:25 am (UTC)Выжить в принципиально новой окружающей среде, не имея традиций выживания именно в этом ландшафте, именно с этой биотой - это очень непростая задача для сообщества, базирующегося на традициях.
Выпиливать, конечно, будут только тех, кто кому-то мешает. Например, пытается заняться пиратством.
Или требует вернуть человека, добровольно явившегося на корабль и изъявившего желание улететь. (Вот тут феодализированным сообществам крышка. У них обычно подразумевается ограничение личной свободы).
Re: Почти не оффтопик
Date: 2012-12-01 05:19 am (UTC)Re: Почти не оффтопик
Date: 2012-12-01 06:50 pm (UTC)Ну вот скажем какие-нибудь "арийцы" поселились без негров и евреев и устроили у себя армейскую субординацию. Желающим свалить категорически предлагается не возвращаться, а такиз мало. поскольку прогруз идеологией.
Или коммунисты. Вот уж у кого никаких идейных помех к техничес кому прогрессу нет.
Re: Почти не оффтопик
Date: 2012-12-01 07:21 pm (UTC)Собственно примерно это в 2120-х произошло с Землей, и я ещё собираюсь это описать.
После одного-другого такого инцидента на всех картах появляется отметка "здесь нас не любят".
И если это не Земля с миллиардами людей и мощнейшей индустрией развлечений, а начинающая колония из десятков-первых сотен тысяч человек, её попросту бросают на произвол судьбы.
Коммунистическая система, как мы знаем, может существовать не дольше, чем к власти приходит первый родившийся в ней же человек. Черненко был рождён ещё до революции.
Горбачёв - уже после.
У коммунистов нет идейных помех, у них есть институциональные помехи. Они не поощряют частную инициативу.