Могилка русской демократии
Jul. 5th, 2024 10:35 pmСегодня по дороге из Пскова в Селижарово заехал посмотреть на место битвы при Шелони (1471), где стоит соответствующий памятник. Даже два.
Правда, после вчерашнего урагана проехать туда было не так просто. Улица в деревне Стригино была перекрыта упавшим деревом и пришлось присоединться к местным жителям, которые это дерево распиливали и растаскивали. Но наконец расчистили и я подъехал к этому памятнику.
Битва при Шелони - это достаточно значительное событие в истории Руси. Именно в ней была нанесена смертельная рана новгородской вечевой демократии, что позволило Ивану III (Великому) через 7 лет окончательно присоединить Новгород в Москве.
Говорят, что новгородская демократия была плохая и неправильная. Но у кого в XV веке была лучше? У англичан? Не смешите. У венецианцев? В немецких вольных городах? Нет, не лучше она была. Но за последующие 500 лет подросла и повзрослела. А у нас в 1471 году был сделан исторический выбор между демократией и самодержавием в пользу самодержавия. И расти и избавляться от детских болезней демократия больше не имела возможности.
Основной проблемой новгородской демократии было то, что русские демократы и тогда, как и при Керенском, как и сейчас, были большими западниками. Только тогда Западом для новгородцев было Великое Княжество Литовское. В самом Новгороде эту идею поддерживали далеко не все, так как уход под Литву означал переход из православия в католичество.
А на стороне московского войска сражались союзные (касимовские) татары. (правда вот что-то ни одного литвина на поле битвы не было замечено).
На памятнике написано: «Поле Шелонской битвы 14 (27) июля 1471 г., где созидательные силы России победили гибельный раздор междоусобий. Трудами Великого князя Московского Ивана III был открыт путь к созиданию единого централизованного Русского государства. Вечная память и вечная слава нашим великим предкам!»
Впрочем, понятно что памятик ставили потомки победителей, а не побежденных.
В общем, к концу 60-х годов XV века новгородская демократия и так была сильно больна, во всяком случае варианта развития Новгорода как самостоятельного центра силы как-то не просматривалось. Либо в состав Московского царства с потерей вольностей, но сохранением веры, либо в состав Литвы, с потерей веры, а там уж как получится с вольностями.